Искусство для всех
До недавнего времени проблемы развития гармоничной личности и формирования ценностного отношения к миру в художественно-творческой деятельности рассматривались, скорее, как вторичный процесс. Творчество, приобщение к произведениям искусства и культурным ценностям выполняли роль некой эмоционально-психологической установки на приобретение знаний и интеллектуальное развитие, роль эмоционального фона. Но глубинные механизмы и потенциал искусства как реабилитационного инструмента задействованы не были. Между тем, искусство является мощным ресурсом, особой формой общественного сознания. Личностное отношение к окружающему миру, его явлениям заключается в эмоциональном отклике к ним, который выражается не только в умении видеть многогранный мир, но и полноценно жить в нем, ощущать в себе гармонию внутреннего и внешнего «Я», чувствовать себя свободной творческой его частью.

Человек в современном мире неизбежно сталкивается с различного рода трудностями: экономические проблемы, снижение интереса к учебе и саморазвитию, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различных ограничений нередко сопровождаются снижением уровня культурной активности человека. Это касается всего многообразия ее проявлений: культуры личностной и общественной, правовой и коммуникативной, эстетической и нравственной, экологической и физической. Ограничения, связанные с состоянием здоровья, являются наиболее трудно преодолимыми. Поэтому социально-культурная реабилитация, в том числе художественными средствами, и поддержка граждан относится к числу наиболее актуальных и востребованных практик в общественной сфере.
В настоящее время в России зарегистрировано около 12 миллионов людей с инвалидностью, что отражено в публичных отчетах Федерального реестра инвалидов (по данным на 1 января 2020 г.). При этом важно понимать, что люди с инвалидностью - это небольшой процент от общего количества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые в большинстве своем нигде не фиксируются. Численность взрослых людей с инвалидностью, если проанализировать данные Федеральной статистики, с одной стороны, снижается. Но с другой стороны, в последние годы увеличивается количество детей-инвалидов, что не может не тревожить, поскольку дети через какое-то время станут взрослыми.

Культурной нормой развития людей с ОВЗ является их право ощущать себя полноценными, общественно-полезными членами социума, ориентированными на созидательную деятельность с раскрытием имеющихся у них внутренних резервов, в том числе творческих. Широкий простор в этом смысле открывает сфера инклюзивного искусства, когда погружение в художественные практики позволяет участникам инклюзивного сообщества увидеть и представить общественности иную картину мира. Если говорить о процессе реабилитации лиц с ОВЗ, то особое значение имеет именно система совместной деятельности с нормотипичными людьми. Практики, исключающие атмосферу изоляции одних от других, позволяют формировать в обществе культурную норму отношения к человеку с ОВЗ как к личности, а в их достижениях видеть ценность всего сообщества.

К сожалению, не все в обществе осознают ценность каждого его представителя. Даже учитывая то, что полноценное участие каждого человека в жизни социума является серьезным толчком для развития общества в целом. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2018 год только около 29% людей с инвалидностью старше 15 лет совершают за год хотя бы одну туристическую или экскурсионную поездку. Театры, кинотеатры, концерты и музеи посещают также немногие – всего 33%. Статистические данные говорят нам об отсутствии не только досуга, но и условий комфортной жизни более чем у 2/3 людей с инвалидностью. Меж тем наиболее ресурсной платформой, активно способствующей развитию человека, помогающей взаимодействию разных категорий людей, является именно художественно-культурная среда. Она существенно отличается от других сфер жизнедеятельности по причине интеграции различных сторон жизни в общее пространство и является ненавязчивым отражением всех изменений, происходящих в обществе.


В сегодняшней парадигме искусство выступает предметно или процессуально творческой деятельностью, способствующей приобретению опыта мировосприятия через взаимодействие личности с художественным образом и действительностью. Система принципов личности, ее идеалов, убеждений передается через проникновение в опыт другого человека, на основе которого возникает сочувственное проживание этого опыта, его присвоения как собственного достояния. С помощью условных художественных средств через уникальную «приобщающую идентификацию» в искусстве происходит фиксация не только физического, но и социального (человеческого) мира. Искусство направлено на формирование общих системообразующих ценностей и самоценности личности (проявление эмпатии, сопереживания, сострадания, толерантности), на активизацию творческой активности (умения интерпретировать и конструктивно анализировать нестандартную ситуацию, выбирать позицию, действовать, решать), на развитие художественного вкуса (способность замечать и ощущать красоту окружающего мира). Именно в этом и кроется социально реабилитирующий потенциал искусства.
С тематикой инвалидности неразрывно связаны инклюзивные практики, инклюзивные проекты. Инклюзия при этом не сводится только к обеспечению реального включения в общественную жизнь людей с инвалидностью. Инклюзивный выставочный проект «Искусство быть» возник в результате совместных усилий специалистов разных профессиональных областей (искусствоведов, культурологов, педагогов, психологов, специалистов по социальной реабилитации). В рамках проекта были созданы произведения современного искусства, доступные для восприятия широкой аудитории, включая людей с ограниченным возможностями здоровья, чтобы вовлечь каждого участника в процесс взаимодействия с арт-объектами и друг с другом. Одной их ключевых задач проекта также является раскрытие реабилитационного потенциала искусства и художественных произведений, позволяющих осуществлять социальную реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья. Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Это совместный проект БФ «Гольфстрим» и ГЦСИ.

Работая в Благотворительном фонде, который активно продвигает идеи развития инклюзивного общества и инклюзивной культуры, значимости социально-культурной реабилитации, сотрудники фонда столкнулись с тем, что многие люди не понимают, что такое инклюзия, представляя себе абсолютно разные вещи.
Инклюзия – достаточно широкое понятие. Оно не сводится к простому включению людей с ОВЗ в общественную жизнь, культурную и образовательную сферы, также понятие подразумевает под собой, учет потребностей представителей разных этнических групп, людей разного пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Такая социальная модель в понимании инвалидности стремится к реализации социальной реабилитации и создании всецело безбарьерной среды. Продвижение идей инклюзии в искусстве позволяет расширить горизонты продуктивного взаимодействия людей с разными возможностями, создавая доступное и безопасное художественное пространство, используя произведения искусства как реабилитационный ресурс, способствующий социализации.

Что такое реабилитационный потенциал

В определении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) реабилитация представляет собой совокупность (или комплекс) мер и мероприятий, направленных на снижение последствий и влияния инвалидизирующих состояний. Ее основная цель – помощь людям с нарушенными функциями в максимальном восстановлении или компенсации утраченных функций, а также в приспособлении их к новым условиям жизни. В итоге, реабилитационные мероприятия позволяют людям, несмотря на имеющиеся у них ограничения, быть самостоятельными и жить полноценной жизнью настолько, насколько это возможно. Часто реабилитацию отождествляют с лечением, но это не равнозначные процессы, хотя они во многом решают схожие задачи, нацеленные на устранение последствий травмы или заболевания, и направлены на интеграцию или реинтеграцию (возвращение) человека во все сферы общественной жизни.

Реабилитация часто рассматривается как восстановительное лечение либо как продолжение основного лечения. Однако реабилитация имеет некоторые особенности, характерные только для неё, позволяющие разграничить эти понятия. Во-первых, лечение направлено именно на борьбу с болезнью, на устранение ее причины и сущности, ее проявления, тогда как реабилитация больший упор делает на мобилизацию внутренних восстановительных ресурсов и защитных механизмов организма и направлена на устранение последствий болезни. Во-вторых, лечение воздействует на организм человека в момент протекания болезни, то есть в настоящем, реабилитация же имеет отношение к личности и устремлена больше в будущее. В-третьих, лечение может проводиться заочно и является пассивным методом, в то время как реабилитация требует активного участия в процессе.

Чтобы определить, насколько реабилитация для каждого конкретного человека будет эффективной, профессионалы используют специальный показатель – реабилитационный потенциал, который позволяет еще до начала реабилитационных мероприятий на основании медицинских (физических), психологических и социальных факторов оценить реальные возможности и способности человека для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных им функций.

Реабилитационный потенциал во многом зависит от общего состояния и характера ограничений жизнедеятельности, возникших в результате болезни или травмы, от того, насколько качественно была оказана помощь человеку в острый период заболевания; от психологического состояния человека, его мотивации, активности и готовности прилагать собственные усилия и достигать результатов в реабилитации. При этом, реабилитационный потенциал с возрастом практически не связан.

Более того, реабилитация может быть медицинской и приближена в лечению, а может быть психологической и социальной и больше связана с тем, как человеку, имеющему определённые ограниченные возможности здоровья, гармонично существовать в социуме и быть его активным участником.
Социокультурная реабилитация рассматривается также как деятельность, учитывающая психофизиологические проблемы личности и направленная на разрешение этих проблем.
Социокультурная реабилитация представляет собой комплекс мер по созданию условий и проведению мероприятий, которые позволяют человеку, столкнувшемуся с определенными трудностями и ограничениями, адаптироваться в типичных социокультурных ситуациях. Это способствует расширению возможностей интеграции в обычную социальную жизнь: обеспечивает доступность информации и ее обработки, предоставляет возможность трудиться (заниматься посильной работой) и т.д. Реабилитация средствами искусства и культуры ускоряет процесс социальной интеграции, способствует повышению их трудовой активности. Таким образом, одной из задач социокультурной реабилитации становится выявление таких видов деятельности, которые интересны и посильны людям с ОВЗ, а также организация мероприятий по ее освоению (профориентация и начальное профессиональное обучение).
В процессе социокультурной реабилитации происходит соотнесение и оценка себя с культурным идеалом личности, свойственного тому или иному периоду социокультурного развития общества. Человек на протяжении жизни неоднократно сталкивается с задачей поиска некого баланса между социальной адаптацией к конкретным условиям, задаваемым обществом, и стремлением к достижению главных для него жизненных смыслов:
1) в чем заключается сущность мира и каково мое место в нем;
2) как и с помощью чего я могу познать эту сущность и каково мое собственное отношение к этой сущности;
3) что я могу сделать для того, чтобы моя жизнь стала более осмысленной в процессе этого познания.
Поиск ответа на эти смысловые вопросы весьма сложен в, а у людей с ограниченными возможностями здоровья в особенности. Успешность этого поиска во многом зависит от внутренней готовности человека.
Существенной проблемой людей с ОВЗ является нарушение их связи с окружающим миром, неустойчивость и малочисленность социальных контактов, ограниченное общение, а иногда и недостаток знаний и недоступность элементарного образования. Это часто приводит к социальной изоляции. Действительность такова, что для успешной интеграции людей с инвалидностью в общество необходимы определенные условия. Инклюзивное искусство как средство социокультурной реабилитации позволяет создать эти условия.

Реабилитационный потенциал искусства также включает в себя обоснованность (для кого, каким образом и зачем создается или используется художественно-творческая среда) и вероятность достижения намеченных целей проводимой социокультурной реабилитации, способствующей последующей социализации личности. Реабилитационный потенциал искусства всегда опирается на внутренние ресурсы человека и учитывает особенности и потребности разных людей с разными возможностями, степень их функциональных нарушений и психологическое состояние, его индивидуальные ресурсы и компенсаторные возможности организма, а также факторы окружающей среды, влияющие на жизнеспособность и социальную активность человека.
В чем же заключается реабилитационный потенциал искусства?
Помимо художественных, философских, культурных смысловых задач инклюзивных практик в искусстве, одними из основных становятся не только вовлечение узкой группы лиц с ОВЗ в социокультурную деятельность, но и создание пространства, в котором будет комфортно разным людям, вне зависимости от их особенностей. Пространство, где можно свободно взаимодействовать как с художественными работами, так и посетителям между собой. Реабилитационный потенциал искусства может затрагивать общество или сообщества (людей) в целом - «терапия всех», «коллективная рефлексия», достижение социальных позитивных эффектов и изменений в пользу развития инклюзивного общества (принимающего и комфортного для всех). А может касаться социальной реабилитации человека «здесь и сейчас», в момент его взаимодействия с художественным объектом, участия в творческом процессе или во взаимодействии с другими посетителями.

В чем еще могут проявляться адаптационные и реабилитационные возможности искусства?
Искусство по отношению к человеку с ограниченными возможностями здоровья может выступать стимулом для развития творческих способностей. Искусство является источником новых позитивных переживаний, способствующих усилению реабилитационного эффекта. Реабилитация средствами искусства дает человеку неограниченные возможности для самореализации и самовыражения в процессе познания своего «Я» в творческой деятельности. А непосредственное создание продуктов художественно-творческой деятельности обеспечивает установление отношений с окружающим миром и облегчает коммуникацию.

Так, можно сделать следующий вывод: реабилитационным потенциалом обладает и само искусство в целом, и социокультурные институции, которые активно развивают инклюзивную культуру, и художественные произведения, вокруг которых выстраиваются социально реабилитационные процессы.

М.С. Бережная выделяет три блока критериев социокультурной адаптации, которые могут служить критериями оценки реабилитационного потенциала на разных уровнях (применительно к искусству в целом, институциям и произведениям искусства):
социальный,
культуротворческий и
личностный.
Социальный блок включает самоактуализацию человека в деятельности, коммуникативную компетентность, толерантность, социальную ответственность. В культуротворческий блок входят: формирование эстетического мировосприятия, креативность, творческая реализация, способность к саморазвитию, знание и уважение других культур, понимание и принятие культурных ценностей. Личностный же блок имеет отношение к самому человеку, как активному участнику социокультурного процесса, и опирается на внутреннюю его свободу и личностную ответственность; направлен на формирование позитивной Я-концепции и адекватного уровня самооценки и самоощущения, совладения с личностной тревогой; дает возможность жизнедеятельности, в том числе и в ситуации неопределенности.

Таким образом, можно выделить следующие компоненты социокультурной адаптации и уровня реабилитационного потенциала – общество (социум), культура и личность.

Человек с ОВЗ становится полноценным членом общества, если он становится субъектом социокультурной адаптации, т.е. если он сам является активным участником процесса и деятельности, взаимодействуя с объектами окружающего мира и другими людьми. Только тогда он усваивает культурные ценности и социальные нормы общества в проявлении своего развития и самоопределения, иными словами, не только адаптируется, но и сам активно участвует в процессе собственной социализации.

А самосовершенствование личности посредством художественно-творческой деятельности раскрывает для человека широкие возможности и дальнейшие перспективы: в самопознании, в удовлетворении и радости созидания, в признании личности, возможной профессионализации и т.д.

Реабилитационный потенциал музеев

Музеи как социокультурные институты играют важную роль для самоидентификации и последующей социализации личности через приобщение к культурному, историческому и природному наследию.

Основная цель инклюзивных программы и проектов – создание внутри музея модели общества, в котором самые разные люди (с инвалидностью и без нее) одинаково включены в творческих процесс взаимодействия, где результатом их совместного участия становятся уникальные художественные высказывания, построенные на синтезе разных направлений и жанров искусства.

Выставочное пространство в свою очередь позволяет создать законченную историю, скомпоновав художественные объекты, организовав необходимую среду и атмосферу. Также именно в выставочном пространстве с использованием художественных средств мы можем смоделировать инклюзивное общество. Говоря другими словами, общество, безопасное и доступное для всех категорий посетителей: как физически и информационно, так и психологически.
Посетители с «особыми потребностями» нуждаются:

1. В адаптировании экскурсионных программ (темп, объем, простота изложения, специальные вспомогательные материалы, приспособления и т.п.).

2. В изменении условий и способов подачи экскурсионного материала (например, учесть особенности цветовосприятия, доминирующие каналы восприятия и т.д.).

3. В изменении форм и способов взаимодействия с инклюзивной группой и получения от нее обратной связи.

4. В спокойной и доброжелательной обстановке.

Во многих музеях функционируют образовательно-просветительские отделы, которые занимаются не только вопросами музейного образования, но и работой с различными аудиториями, включая посетителей с ОВЗ. Причем, работа таких отделов направлена не только на вовлечение разных аудиторий в активную деятельность в музейном пространстве через расширение представлений и приобретение новых знаний о культурном наследии, искусстве, но и носит терапевтический, социально реабилитирующий характер. Так, все чаще и чаще появляются программы и проекты, в рамках которых создаются мастерские, ведется клубная работа. Например, при ментальных нарушениях человек может утратить способность к общению с окружающими его людьми, социальное взаимодействие также нарушается, теряется вера в собственные силы. Участие в творческой мастерской (театральной, художественной, танцевальной и др.), которая объединяет людей с общими творческими интересами, помогает вернуть личную и социальную значимость с помощью искусства. Совместная работа с режиссером, художником, скульптором, хореографом расширяют круг общения участников, позволяя им стать творцами, наполняя их жизнь новыми смыслами.

Во многих музеях функционируют образовательно-просветительские отделы, которые занимаются не только вопросами музейного образования, но и работой с различными аудиториями, включая посетителей с ОВЗ. Причем, работа таких отделов направлена не только на вовлечение разных аудиторий в активную деятельность в музейном пространстве через расширение представлений и приобретение новых знаний о культурном наследии, искусстве, но и носит терапевтический, социально реабилитирующий характер. Так, все чаще и чаще появляются программы и проекты, в рамках которых создаются мастерские, ведется клубная работа. Например, при ментальных нарушениях человек может утратить способность к общению с окружающими его людьми, социальное взаимодействие также нарушается, теряется вера в собственные силы. Участие в творческой мастерской (театральной, художественной, танцевальной и др.), которая объединяет людей с общими творческими интересами, помогает вернуть личную и социальную значимость с помощью искусства. Совместная работа с режиссером, художником, скульптором, хореографом расширяют круг общения участников, позволяя им стать творцами, наполняя их жизнь новыми смыслами.

Помимо клубной работы и работы в мастерских, сотрудниками многих музеев, реализующих инклюзивные программы, организуются и проводятся специальные экскурсии для людей с различными «особыми потребностями», как отдельно, так и в смешанных группах. Для этого специалисты проходят дополнительное обучение.

Это всего лишь часть мер, которые предпринимают музеи, чтобы обеспечить внутриинституциональное инклюзивное пространство. Немаловажным является обеспечение сопровождения разных посетителей, если это необходимо, в соответствии с их особенностями и потребностями. Тьюторами (сопровождающими лицами) чаще всего становятся волонтеры, которых музей вовлекает в работу с инклюзивными группами. Так, например, тьютор по предварительной заявке посетителя может сопроводить его до музея для участия в экскурсии или каком-либо мероприятии и обратно домой (особенно это актуально для посетителей с нарушениями зрения или на инвалидной коляске).

Другая форма сопровождения – работа медиаторов в музейном пространстве, которые только активизируют внутренние ресурсы посетителя и инициируют его взаимодействие с произведениями искусства и другими участниками. В рамках реализации проекта «Искусство быть» была разработана обучающая программа «Школа медиаторов». Подготовка ведется по информационно-просветительскому, инструментально-практическому и психологическому направлениям. Включает в себя тренинги, лекции по современному искусству и инклюзии, которые не только погружают обучающихся в информационное поле проекта, но и дают все необходимые для эффективной работы знания и умения.
Источники, использованные в статье
1. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности: Автореф.дисс. …д.пед.н. – М., 2008. – 42 с.

2. Бородина С.Д., Салахов Р.Ф. Реабилитационный потенциал художественно-творческой деятельности: ценностный аспект. - https://kpfu.ru/staff_files/F1047370339/realibitacionnyj.potencial....pdf

3. Федеральная государственная информационная система Федеральный реестр инвалидов. Официальный сайт https://sfri.ru/analitika/chislennost

4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт https://www.gks.ru/folder/13964

5. Материалы открытых источников сети Интернет